?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

"Нет некрасивых женщин, есть ленивые".
(с) Helena Rubinstein
(25.12.1870 - 01.04.1965)

Первооткрывателем водостойкой туши для ресниц, увлажняющего крема и крема с витаминами, средства для глубокого очищения кожи и самой теории разделения кожи на три типа стала Элена Рубинштейн (Helena Rubinstein) - удивительно амбициозная и сильная личность, уверенная в себе и чрезвычайно властная женщина.

Мадам Рубинштейн оказалась не только новатором и одной из самых преуспевающих деловых женщин первой половины ХХ века, но и великой плутовкой... она надиктовала свою биографию за несколько месяцев до своей кончины, оставив потомкам не точные данные и о дате своего рождения и о самом пути к вершине косметического Олимпа. Элена Рубинштейн истолковала свою жизнь так, как было выгодно ей, чтобы затмить свои многочисленные недостатки своими достижениями, чтобы оставить в истории прекрасную легенду и сладкую сказку, вырезав из жизни все терни, которые сопровождали Мадам на пути к потрясающему успеху, искоренив весь черный труд, отсутствие помощников, приукрасив даже связи, которые были в ее жизни в угоду достижения своей единственной мечты.

"Красивая сказка всегда лучше правды! Никогда не смотрите назад.
Это ни к чему. Никто не любит вспоминать о реальности..."
(с) Helena Rubinstein
 
 


Девочка
Хая (Chaja), сменившая в последствии имя, родилась 25 декабря 1870 года (по некоторым данным 1872 года) в польском Кракове в еврейской семье торговца яйцами Горация Рубинштейна (Naftali Herz Horace Rubinstein) и домохозяйки Августы (Augusta Gitte Scheindel Silberfeld Rubinstein).
Кроме еврейской школы, у Элены не было образования, хотя в своей биографии она приписывает себе и гимназию, и пару ненавистных курсов студенчества на медицинском факультете Краковского университета. На самом же деле практически до самого конца XIX века мединституты женщин на учебу не принимали.
В 18-20 лет Элена сбежала от трагической истории любви, отправившись к дяде Луису в Австралию, где работала на его ферме. Но даже в условиях сельской жизни она не забывала наставления матери о необходимости ухода за собой, что вызывало массу насмешек со стороны местных женщин.. а ее широкополая шляпа, которая помогала Элене защищать лицо от обжигающего солнца, превратила ее в глазах фермерских жен в местное пугало.
 
«Красота - это та сила, которая позволяет женщинам самим выбирать свою судьбу»
(с) Augusta Rubinstein

Сложные отношения с дядей, про которого Рубинштейн впоследствии скажет, что "он позволял себе вольности", привели ее в местный маленький магазинчик, в который Элена устроилась разнорабочей.
В своих же мемуарах Мадам Рубинштейн говорит о работе в аптеке, в чьей небольшой лаборатории она якобы научилась смешивать компоненты и где изобрела свой первый продукт на основе имеющейся у нее формулы братьев-химиков Ликуцки (Lykusky) - защитный крем "Valaze", мгновенно ставший популярным.
Creme Valaze действительно будет, но значительно позже, а пока никакой специальной формулы в распоряжении Элены не было, как не было и молниеносного признания и хороших заработков. В то время она действительно попыталась сварить самостоятельный крем на основе ланолина, дистиллированной воды и лилий, но все попытки его продать потерпели крах. Более того, Рубинштейн была уволена с позором из магазина под предлогом, что она портит репутацию владельца.

Дальше были долгие 11 лет, которые Мадам беспощадно вырезала из "своей истории", в течении которых Элена трудилась в поте лица, не гнушаясь никакой работы, подавляя гордыню в угоду мечте - собственной косметической империи.
"Очень скоро я возненавидела Австралию. Это был просто ад - жара, тоска, уродство. У меня не сложились отношения с родственниками. Но я была амбициозной. Мне хотелось показать всему миру и своей семье, на что я способна", - написала Мадам Рубинштейн много лет спустя.
В 1902 году, благодаря ссуде одного из своих любовников и наработанных за годы п
рислуживания выгодных для нее знакомств и навыков в экономике, Элена Рубинштейн получила тот самый "шанс" и свет увидел ее первый крем "Valaze" и косметический салон в центре Мельбурна.

Предприятие было настолько успешным, что в скором времени Элена смогла легко рассчитаться с долгом, открыть небольшую фабрику по производству кремов и нанять штат профессиональных фармацевтов. Второй салон так же не заставил себя долго ждать.
Неслыханный успех в Австралии и собственные амбиции заставили Рубинштейн отправится покорять Европу, начав с Лондона, что было в то время довольно рискованно.
Выделенный капитал в размере 100'000 фунтов в 1908 году позволил Мадам открыть и раскрутить салон своего имени в арендованном четырехэтажном особняке в самом центре Английской столицы, в районе Mayfair. Там же на последнем этаже расположились ее личные апартаменты, которые тем самым дали возможность трудиться Элене Рубинштейн по восемнадцать часов в сутки. Этот ритм так и остался практически неизменным на протяжении всей ее жизни.
Дела в Лондоне шли превосходно и более тысячи его жительниц платили Элене около 200 фунтов в год за посещение ее салона красоты.

Для работы над своей новой идеей натурально выглядевшего макияжа, Рубинштейн часто путешествует в Париж, женщины которого были более открыты к экспериментам. В итоге Элена переехала во Францию, открыла салон и в 1911 году запустила собственную косметическую фабрику в пригороде Парижа, на которой стали выпускаться натуральные пигменты, разрабатывалась упаковка и авторские этикетки. 
Элены Рубинштейн стала частью столичной элиты. Она могла похвастать, что в спис­ке ее клиенток были герцогини и графини, знаменитые балерины и актрисы, она смогла завести дружбу с Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir) и Дега (Edgar Degas), Жоржем Браком (Georges Braque) и Пабло Пи­кассо (Pablo Picasso), Шагалом (Marc Chagall) и Модильяни (Amedeo Clemente Modigliani). Правда, на протяжении своей жизни из-за деспотичного и саркастического характера Мадам Рубинштейн ссорилась со всеми, кто ее окружал, но в мемуарах она писала исключительно о теплых взаимоотношениях. Тем не менее, Сальвадор Дали (Salvador Dali) символично увековечил Элену в образе женщины-Прометея, прикованной к скале собственным зеленым платьем.



Первая мировая война внесла в жизнь Элены Рубинштейн свои коррективы. Будучи к тому времени замужем за американским журналистом польского происхождения Эдвардом Титусом (Edward William Titus) и матерью двоих сыновей, в начале 1915 года она вместе с семьей отбыла в Нью Йорк.
Перед Эленой открылся безбрежный американский рынок, и она им умело воспользовалась, несмотря на серьезных конкурентов и лице Элизабет Арден (Elizabeth Arden) и Чарльза Ревcона (Charles Revson). Кстати, соперничество с Арден продолжалось всю жизнь, слишком они были похожи и шли к одним и тем же целям одними путями. На этот счет Мадам едко замечала: "С ее упаковкой и моим содержимым мы бы правили миром".

"В мире есть только одна Мадмуазель - это я,
только одна Мадам - это Рубинштейн и только одна Мисс - Арден
".
(с) Gabrielle Chanel

Мадам Рубинштейн открывала в Америке один салон за другим, начиная с Нью Йорка, захватывая Сан Франциско, Бостон, Чикаго, Лос Анджелес, Вашингтон, Филадельфию и Голливуд. К 1918-ому году в Лонг-Айленде был арендован завод, а на работу наняты лучшие специалисты и торговые представители. Гамма продукции Valaze постоянно пополнялась.
Фрагмент салона Элены Рубинштейн "the Maison de Beauté Valaze" на East 49th Street, New York. 1915 год.

Ее “Дома Красоты” были оснащены самыми современными диагностическими приборами для регистрации уровня обмена веществ и выявления склонности к прибавке веса, присутствовали различные души и ванны, сеансы ультрафиолетовых лучей сменялись отдыхом и овощными блюдами с соком, предлагался маникюр и педикюр, а так же парикмахерские услуги. Посетительница приобретала билет за 100-150 долларов и получала восьмичасовое пребывание в недрах красоты... она попадала на целый день в нежные руки врачей, медсестер и массажистов. Апофеозом становилось пребывание перед туалетным столиком с особым трехстворчатым зеркалом, поворот выключателя на котором создавал иллюзию дневного или вечернего света. Здесь преподавались уроки правильного макияжа, после которых клиенток одаривали образцами помад, теней и пудр.

 
Мадам Рубинштейн было присуще удивительное стремление к роскоши... на протяжении всей своей уже успешной жизни она покупала дорогие картины, антиквариат и недвижимость, могла похвастаться потрясающей коллекцией драгоценностей.
Это отражалось и в ее эксклюзивных салонах, в оформлении которых были размыты концептуальные границы между модой, художественной галереей и внутренним убранством. Рубинштейн использовала свою коллекцию произведений искусства для украшения пространств своего бизнеса. Правда, ее вкус в искусстве и меблированнии был достаточно эклектичен, но он не был ни дилетантскими, ни лишенным организационных принципов.


Приемная салона Элены Рубинштейн на 715 Fifth Avenue, NewYork (1937 год) - самый большой салон за всю историю фирмы, занявший семиэтажное здание.

Прибывание в Америке открыло для Элены Рубинштейн и мира новую политику продаж косметики. В 1918 году крупные универмаги стали предлагать продавать ее продукцию, на что Мадам первое время категорически не соглашалась, полагая что ее товар слишком деликатен, чтобы он мог продать сам себя. Однако вскоре она дала согласие, но исключительно на своих условиях.. магазин мог получить эксклюзивное право на дистрибуцию косметики Рубинштейн, если сделает оптовый заказ на сумму не меньше 10'000$ и Мадам будет лично обучать консультантов в своем отделе. Более того, Рубинштейн предлагала им 40% наличными от розничной цены каждого проданного товара, 5% за каждое рекламное объявление ее продукции, а чтобы стимулировать продавцов, им выделялось по 10% с каждой продажи.

Витрины магазина и полный спектр продукции Helena Rubinstein. 1941 год.

На этом гениальные маркетинговые ходы Рубинштейн не заканчиваются.. в 1928 году Мадам продает свою фирму компании Lehman Brothers, на тот момент лидеру инвестиционного бизнеса, за 7.3 миллиона долларов. Ранее, во время частых учебных туров, Рубинштейн наладила дружбу с хозяевами магазинов, которые держали ее в курсе продаж и своих опасений на счет новых владельцев. Грянул биржевой кризис и Элена начала тайно скупать падающие акции на открытом рынке. Она так же пишет письма остальным акционерам, заставляя их нервничать и возмущаться по поводу того как Lehman Brothers ведет дела, тем самым еще больше подрывая ситуацию. В конечном итоге, год спустя и после того как в аптеках стала продаваться дешевая линия Helena Rubinstein, Мадам вернула себе свое детище меньше чем за один миллион долларов и сразу сделала упор на увеличение производства кремов и открытие новых салонов на территории пост-военной Европы, осваивая и Рим, и Вену.


В 1937 году империя красоты окончательно погубила семейную жизнь Элены Рубинштейн. Однако быстро оправившись от развода с Титусом, шестидесяти восьмилетняя Мадам делает очередной маркетинговый ход - выходит замуж за грузинского князя Арчила Гуриели-Чкония (Artchil Gourielli-Tchkonia), который был на 25 лет ее младше и чью родословную Элена предварительно тщательно проверила.
Новоиспеченная княжна Гуриели начала пользоваться царственным титулом еще до официального вступления в него. К тому же она расчетливо употребляла знатную фамилию в своем бизнесе, что автоматически привлекало состоятельную мужскую аудиторию, на которую в тот момент тоже был сделан упор и под которую открывались салоны, магазины и отдельная линия косметики, что, кстати говоря, было довольно революционно по тем годам.
К слову стоит упомянуть, что когда в 1955 году Арчил Гуриели скончался, Мадам даже не поехала его хоронить, а все состояние князя перешло к вдове согласно грамотно составленному брачному контракту, который изначально всем казался странной затеей учитывая разницу в возрасте супругов.
Тематические Gift Room и Herb Room открытые Эленой Рубинштейн в своем Gourielli's Apothecary Shop в 1941 году.
Снимки напечатал Vogue, что послужило потрясающей рекламой детищу Рубинштейн.

Вторая мировая война внесла свои коррективы, однако Элена Рубинштейн не приостановила развитие бизнеса. Она стала нанимать на работу польский народ, тем самым дав им возможность бежать в Соединенные Штаты, подняла зароботную плату рабочим после забастовки на фабрике в Лонг-Айленде, развила линию макияжа, сделав упор на маскировку поврежденных войной лиц солдат, но помады все же пришлось расфасовывать в картонные тюбики из-за дефицита металла.
К 1956 году доход империи Рубинштейн возрос с послевоенных 13 миллионов долларов на 23 миллиона и на 42 миллиона к 1965 году.

И в свои девяносто Мадам не собиралась уходить на пенсию, предпочитая даже производство кремов контролировать лично. Она продолжала расширять горизонты для своего грандиозного бизнеса и на сей раз покусилась и на Японию, Гонконг и Новую Зеландию.

Империи Рубинштейн принадлежали многочисленные заводы и лаборатории по всему миру, цветочные плантации и салоны красоты в четырнадцати странах, общее количество подчиненных в середине шестидесятых годов равнялось 32-ум тысячам, а доходы от бизнеса на тот момент составляли более 150 миллионов долларов.
Выдающийся новатор Элена Рубинштейн представила миру тонирующую пудру для лица и первый механический аппликатор у туши, ее лилия мужской косметики была одной из первых в мире... она разработала систему санаториев красоты, ввела практику консультирования клиенток в магазинах на тему ухода за кожей, создала вечерние классы для молодых работающих женщин, чтобы те могли овладеть секретами ухода за собой и организовала программы красоты для физически и психически больных... создала гормональный крем, который позиционировала в своей рекламе как восстанавливающий клетки кожи и за который начались гонения со стороны Food and Drug Administration (FDA). Рубинштейн тогда изменила формулировку и продолжила свои исследования на тему замедления старения.. так появился "Ultra Feminine" - первый косметический продукт, который был одобрен FDA как лекарственный препарат.


Более двух миллионов экземпляров туши "Mascara-Matic" было продано лишь в первый год ее триумфального появления.

Элена Рубинштейн так же прекрасно понимала, что косметика покупается не только ради ухода. Мадам продавала иллюзию богатства и колдовства, которую она ловко вкладывала в свои продукты, используя силу рекламы, а так же позиционирования себя как женщину из высшего света. Рубинштейн с удовольствием впускала журналистов и различные экскурсии в свои апартаменты, отлично понимаю, что тем самым лишний раз подогревает интерес к своей фирме. Она вообще любила необычные рекламные ходы и креативные упаковки. Например, чтобы представить свой новый парфюм "Heaven Sent", Рубинштейн запустила с крыши дома на Fifth Avenue в Нью Йорке пятьсот маленьких корзин с ангелочками в форме бутылки, прикрепленных к розовым и голубым воздушным шарам. 


Императрица Красоты, как однажды ее окрестил Жан Кокто (Jean Maurice Eugène Clément Cocteau), умерла на девяносто четвертом году жизни... одинокая и великая.

На сегодняшний день Helena Rubinstein находится под крылом концерна L’Oréal, который, по словам представителей, уже не один год настроен на возрождение бренда.. в 2004ом году впервые за всю историю марки у нее появилось "лицо" - Дэми Мур (Demi Moore), новые продукты пусть не очень активно, но создаются... однако, положа руку на сердце, надежда на что-либо триумфальное умерла 45 лет назад...
Helena Rubinstein
очень не хватает Ее Мадам.


 Мадам Рубинштейн в 1956 году.
Она сама работала над созданием новых кремов и декоративной косметики даже в 90 лет. 


Использованные материалы:
фрагменты автобиографии Helena Rubinstein "My Life for Beauty" (1966)

фрагменты книги-биографии Patrick O'Higgins "Madame: An Intimate Biography of Helena Rubinstein" (1971)
 разоблачающая книга Lindy Woodhead "War Paint: Madame Helena Rubinstein and Miss Elizabeth Arden, Their Lives, Their Times, Their Rivalry" (2003)
доклад Marie J.Clifford "Helena Rubinstein's Beauty Salons, Fashion, and Modernist Display" (2003)
иллюстрации life.com, corbisimages.com, доклад
Marie J.Clifford, vintage123.com


Это моя первая статья в запланированной серии про историю успеха известных косметических марок и их создателей. Я буду премного благодарна, если кто-то сможет поделиться интересными материалами и/или фотографиями о том или ином бренде.

Архив

Октябрь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Посетители

free counters
Разработано LiveJournal.com